Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6
города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 6 г. Кузнецка)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ ДС № 6 г.Кузнецка
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ ДС № 6 г.Кузнецка
_______________Н.Г.Кривчикова
Приказ № 31/23 от 01.09.2023 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании логопедической помощи в Муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении детском саду
комбинированного вида № 6 города Кузнецка
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N Р75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической
помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
1.2. Положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 6
города Кузнецка (далее - Положение) регламентирует деятельность МБДОУ
ДС № 6 г.Кузнецка, осуществляющего образовательную деятельность (далее
- МБДОУ), в части оказания логопедической помощи воспитанникам,
имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - дети) и
трудности в освоении ими образовательных программ (в том числе
адаптированных).
1.3. Задачами МБДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
детей;
- организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с детьми по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций детям, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с детьми.
2. Порядок оказания логопедической помощи в МБДОУ
2.1. При оказании логопедической помощи МБДОУ ведется документация
согласно приложению 1 к Положению.
2.2. Срок и порядок хранения документов определяется локальным
нормативным актом МБДОУ, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с
момента завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
локальным нормативным актом МБДОУ, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
1)
количества
детей, имеющих
заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 5 (6) -12 указанных детей;
2) количества детей, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в
освоении основных образовательных программ, развитии и социальной
адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
детей;
3) количества детей, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной
учителем-логопедом МБДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица
учителя-логопеда на 25 таких детей.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей). (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические
мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования детей, обследование детей по
запросу родителей (законных представителей), педагогических работников,
углубленное обследование детей, имеющих нарушения устной речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения
плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус ребёнка.
По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых диагностических мер в отношении детей, демонстрирующих
признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых
диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть
подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к
Положению) ребёнка, демонстрирующего признаки нарушения устной речи,
и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения
учитель-логопед
(учителя-логопеды)
проводит
диагностические
мероприятия.
2.6 Списочный состав детей, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребёнка,
рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление ребёнка на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
Отчисление ребёнка с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия детей, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
распорядительного акта заведующего.
2.7. Логопедические занятия с детьми проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой
формах.
Количество
и
периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется
учителем- логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с детьми проводятся с учетом режима работы
МБДОУ.
2.9. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк
и результатов логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей детей и
состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям,
предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с детьми из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и индивидуальным планом,
методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления
речевых особенностей детей при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
МБДОУ, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда с детьми.
Консультативная деятельность может осуществляться посредством
организации:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей;
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников МБДОУ;
-информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-
логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в
освоении
образовательных
программ
дошкольного
образования,
определяются с учетом локальных нормативных актов.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации
образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие
дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие
образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также детиинвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организации,
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме
семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5
Положения.
Для детей, получающих образование вне МБДОУ (в форме семейного
образования), а также для детей, не посещающих МБДОУ, также необходимо
предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская
карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
учреждений начального и среднего профессионального образования, детских
домов и школ-интернатов»;
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и
требованиями адаптированной образовательной программы и составляет не
менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/
подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии
и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет
не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/
подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в
форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с
программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной МБДОУ.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего
возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей
(законных представителей) по вопросам организации деятельности их
ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной
ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.
3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной
программе дошкольного образования - не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных
занятий с учителем- логопедом), не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная
наполняемость группы определяется в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
МБДОУ.
Приложение 1
Документация МБДОУ при оказании логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение 2
Заведующему МБДОУ ДС № 6 г.Кузнецка
Кривчиковой Н.Г.
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на
проведение логопедической диагностики обучающегося
Я,______________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)_____________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«___» ___________ 20___ г.
/_______________/________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 3
Заведующему МБДОУ ДС № 6 г.Кузнецка
Кривчиковой Н.Г.
от ______________________________
ФИО родителя (законного представителя)
Заявление
Я,______________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)_____________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психологопедагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
«___» ___________ 20___ г.
/________________!________________________________
(подпись) (расшифровка подписи/
Приложение 4
Педагогическая характеристика на воспитанника
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения',
- дата поступления в МБДОУ;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе;
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и
др.);
3. на дому;
4. в медицинской организации;
5. в форме семейного образования;
6. сетевая форма реализации образовательных программ;
7. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в МБДОУ):
переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другой группы, смена воспитателя
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников;
конфликт семьи с МБДОУ, обучение на основе индивидуального учебного плана,
обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний
или пропусков занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)):
(фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения:
мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику
обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность,
фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается,
остается без изменений, снижается),
эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа (высокая,
неравномерная, нестабильная, не выявляется),
истощаемостъ (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр.,
умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся
оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями
(законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом,
дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, - указать
длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющихся причиной
обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (творческие работы, рисункии пр.).
«___» ___________ 20___ г. /______________ /________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:____________________________________
(указать ФИО, должность в МДОУ )
____________________________________________________________________________________
Результат обращения:_____________________________________________________
«___» ___________ 20___ г. /______________ /________________________________
Приложение 5
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда,
зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей;
рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом,
канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими
играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в
зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное
на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей детей.
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (статьи 15,16)
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022
№ 1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы
дошкольного образования"
3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18
декабря 2020 г., регистрационный N 61573) (далее - постановление N 28) и от
28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., регистрационный N 62297) (далее - постановление N 2).
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля
2000 г. № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для
образовательных учреждений».
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22
декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах
часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г.,
регистрационный N 36204) с изменениями, внесенными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2016
г. N 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
15 июля 2016 г., регистрационный N 42884) и приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 234
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая
2019 г., регистрационный N 54675).
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 ГОРОДА
КУЗНЕЦКА, Кривчикова Наталья Геннадьевна, Заведующий
25.10.23 15:14 (MSK)
Сертификат F2F726432BC6B14CA58F44957CE21E37