Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6
города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 6 г. Кузнецка)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ ДС № 6 г.Кузнецка
Протокол № __ от____________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ ДС № 6 г.Кузнецка
_______________Н.Г.Кривчикова
Приказ № ___ от ___________
ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 6
города Кузнецка
1. Общие положения
1.1. Положение о группе компенсирующей направленности для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированной
направленности № 6 города Кузнецка (далее – положение) определяет
порядок
организации
деятельности
группы
компенсирующей
направленности для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее –
группа).
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность группы Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
комбинированного вида № 6 города Кузнецка (далее – учреждения) в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 4 августа 2023
года) (редакция, действующая с 1 сентября 2023 года), Федеральным законом
от 28.09.2020 года № 371-ФЗ «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи СП 2.4.3648-20», приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее - ФГОС ДО), приказом Министерства просвещения РФ
от 24.11.2022 г. № 1022 «Об утверждении Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», примерным положением об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность (в ред. Распоряжения Министерства
просвещения РФ от 06.04.2021 № Р-77), приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре" с изменениями, внесенными приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29.06.2016 г. 755 и приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13.05.2019 г. №234
1.3. Группа создается в целях осуществления квалифицированной
коррекции тяжелых нарушений речи (далее – ТНР),
освоения
обучающимися, адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ТНР (далее – АОП дошкольного
образования для обучающихся с ТНР), усвоения обучающимися
коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами, а
также предупреждения возможных трудностей в процессе школьного
обучения.
1.4. Группа открывается в учреждении при наличии не менее 10 детей в
возрасте 5 – 7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи.
1.5. На должность учителя-логопеда группы назначается лицо,
имеющее высшее специальное (дефектологическое) образование.
1.6. На должность воспитателя группы назначается лицо, имеющее
высшее или среднее специальное (педагогическое) образование и прошедшее
подготовку на курсах повышения квалификации воспитателей групп
компенсирующей направленности для детей с ТНР.
2. Задачи группы компенсирующей направленности
2.1. Основными задачами группы являются:
а) коррекция нарушений устной речи (первичного характера) у
обучающихся группы: формирование правильного звукопроизношения,
развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной
речи;
б) создание оптимальных условий для проявления речевой активности,
преодоления речевого негативизма у обучающихся с ТНР;
в) активизация познавательной деятельности обучающихся;
г) взаимодействие с семьями обучающихся для обеспечения их
полноценного развития.
2.2. Направления деятельности группы:
2.2.1. Диагностическое направление деятельности группы:
а) динамическое наблюдение и педагогический контроль состояния
речи обучающихся группы;
б) анализ динамики речевого развития обучающихся, их успешности в
освоении АОП дошкольного образования для обучающихся с ТНР.
2.2.2. Коррекционно-развивающее направление деятельности группы:
а) своевременное полное или частичное устранение (сглаживание)
имеющихся у обучающихся недостатков в речевом развитии, с учетом их
ведущего вида деятельности и обеспечение достижения обучающимися,
имеющими тяжелые нарушения устной речи, уровня речевого развития,
соответствующего возрастной норме или приближенного к возрастной
норме;
б) организация коррекционно - развивающей образовательной
деятельности с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения устной речи
(первичного характера) с учетом психологических и (или) физиологических и
индивидуальных возможностей.
2.2.3. Профилактическое направление деятельности группы включает
своевременное предупреждение возникновения у обучающихся нарушений
чтения и письма.
2.2.4. Информационно-просветительское направление деятельности
группы заключается в оказании консультативной помощи педагогам и
родителям (законным представителям) обучающихся в вопросах речевого
развития;
2.2.5. Организационно-методическое направление деятельности группы
включает организацию и систематизацию методического фонда группы.
3. Функции группы компенсирующей направленности
3.1. Организация комплектования группы.
3.1.1. В группу зачисляются обучающиеся учреждения в возрасте 5 – 7
лет, имеющие тяжелые нарушения речи в соответствии с Международной
классификацией болезней десятого пересмотра раздела F80 «Специфические
расстройства развития речи и языка»:
а) с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) 1 и 2 уровня речевого
развития;
б) с пограничными состояниями недоразвития речи: 1-2 уровнем ОНР,
2-3 уровнем ОНР;
в) с 3 и 4 уровнем ОНР;
г) фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным
выраженными клиническими нарушениями речи (дизартрией, заиканием) и
осложненным неврологическими нарушениями.
д) с заиканием.
3.1.2. Зачислению в группу не подлежат обучающиеся, имеющие
нарушения в развитии устной речи вторичного характера: глухие,
слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с
умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с
психопатоподобным поведением, а также страдающие эпилепсией,
шизофренией, со сложными сочетанными нарушениями.
3.1.3. В случае выявления в учреждении обучающихся с ТНР,
обучающиеся с согласия их родителей (законных представителей)
направляются
учителем-логопедом
группы
на
обследование
в
территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее –
ТПМПК) для определения формы получения образования, образовательной
программы, которую обучающийся может освоить, создания специальных
условий для получения образования.
3.1.4.
Обучающиеся с ТНР принимаются в группу только с
письменного согласия родителей (законных представителей), оформленного
в виде заявления и на основании заключения ТПМПК.
3.1.5.
Подготовка документации для ТПМПК осуществляется
учителем-логопедом группы, воспитателями тех групп общеразвивающей
направленности,
откуда
направляются
обучающиеся,
родителями
(законными представителями) в соответствии с требованиями ТПМПК.
3.1.6. Комплектование группы начинается в марте – апреле и
завершается к 1 сентября календарного года.
3.1.7. На основании заключений ТПМПК в группу также принимаются
обучающиеся с ТНР, ранее не посещавшие учреждение.
3.1.8.
Наполняемость обучающихся в группе компенсирующей
направленности составляет не менее 10 человек.
3.1.9. Рекомендуемая длительность пребывания в группе составляет:
а) один год - для обучающихся шести лет с 4 уровнем ОНР;
б) два года - для обучающихся пяти лет с 3 уровнем ОНР и фонетикофонематическим недоразвитием речи, обусловленным выраженными
клиническими нарушениями речи (дизартрией, заиканием) и осложненным
неврологическими нарушениями;
3.1.10. Срок пребывания обучающегося в группе может быть изменен в
зависимости от состояния речи и возраста; для продолжения срока
пребывания в группе необходимо заключение ТПМПК или заявление
родителя (законного представителя) обучающегося.
3.1.11. В соответствии с требованиями ТПМПК заключение теряет силу
через год, и при желании родителей (законных представителей) перевести
воспитанника в группу по истечении указанного срока снова запускается
порядок оформления в группу, описанный в п. 3.1.3.-3.1.6.
3.2. Организация коррекционно-развивающей работы группы.
3.2.1. Учреждение создает специальные условия для получения
образования обучающимися, имеющими тяжелые нарушения в развитии
устной речи (первичного характера).
3.2.2. Под специальными условиями для получения образования
обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи, понимаются условия
обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
а) осуществление коррекционно-развивающей работы группы в
соответствии с заключением ТПМПК;
б) использование специальных образовательных программ, методов
обучения и воспитания, дидактических материалов и технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования;
в) проведение групповой, подгрупповой и индивидуальной
образовательной деятельности;
г) другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
обучающимися АОП дошкольного образования для обучающихся с ТНР.
3.2.3. Коррекционно-развивающая работа в группе осуществляется
учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным
руководителем, обеспечивающими интеграцию содержания коррекционноразвивающей работы во всех видах детской деятельности.
3.2.4. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется
учителем-логопедом группы с учетом возрастных, психологических и (или)
физиологических, индивидуальных особенностей, степени тяжести
нарушений устной речи обучающихся и
отражает индивидуально ориентированные
направления
коррекционно-развивающей
работы,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей
указанной категории обучающихся.
3.2.5. На каждого обучающегося, зачисленного в группу
компенсирующей
направленности,
учитель-логопед
заполняет
индивидуальную карту речевого развития в соответствии с возрастом, видом
и структурой речевого нарушения.
3.2.6. Организация и проведение занятий в группе компенсирующей
направленности
а) групповые занятия педагоги проводят в соответствии с расписанием
групповых занятий на учебный год;
б) содержание групповых занятий учителя-логопеда отражается в
календарно-тематическом плане в соответствии с двумя направлениями
коррекционно-развивающей работы: формирование лексико-грамматических
средств языка и развитие связной речи; формирование звукопроизношения и
подготовка к обучению грамоте;
3.2.7. Организация и проведение подгрупповых занятий:
а) подгрупповые занятия учитель-логопед проводит в соответствии с
расписанием занятий на учебный год;
б) для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы
обучающихся, предельная наполняемость которых устанавливается в
зависимости от характера нарушений развития устной речи, психологических
и характерологических особенностей обучающихся;
в) периодичность проведения подгрупповой
организованной
образовательной
деятельности
определяется
учителем-логопедом
самостоятельно в зависимости от тяжести речевых нарушений и особых
образовательных потребностей обучающихся.
3.2.8. Организация и проведение индивидуальных занятий в группе:
а) индивидуальные занятия
проводятся учителем-логопедом в
соответствии с расписанием занятий, составленным с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся, с учетом режима работы
учреждения во время любой деятельности обучающихся при этом
расписание индивидуальных занятий каждого обучающегося постоянно
варьируется, чтобы исключить регулярное неучастие воспитанника в одном и
том же виде деятельности;
б) продолжительность индивидуальных занятий определяется
учителем-логопедом самостоятельно в зависимости от возраста и
особенностей работоспособности обучающихся шестого, седьмого года
жизни 15 – 20 минут; между проведением индивидуальных занятий
допускается перерыв в 5 минут;
в) периодичность проведения индивидуальных занятий определяется
учителем-логопедом самостоятельно в зависимости от тяжести речевых
нарушений и особых образовательных потребностей обучающихся и
составляет от одного до пяти занятий в неделю;
г) планы индивидуальных занятий с обучающимися составляются на
основе анализа результатов обследования в зависимости от структуры
речевого нарушения с отметкой о последовательности формирования
произносительной стороны речи; при однородных нарушениях лексикограмматической стороны речи у обучающихся группы не требуется отмечать
данное направление в плане индивидуальной коррекционно-развивающей
работы, так как эта работа предусмотрена планом
занятий по
формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной
речи на весь учебный год.
3.2.9. Воспитателем ежедневно во второй половине дня проводится
индивидуальная образовательная деятельность, с целью закрепления
пройденного материала в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда,
отраженными в тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с
указанием отметки о выполнении работы, проведенной воспитателем.
3.2.10. В случае функционирования в учреждении разновозрастной
(смешанной) группы коррекционно-развивающая работа организуется
учителем-логопедом и воспитателем по возрастным подгруппам, что
отражается в документации учителя-логопеда и воспитателя группы.
3.2.11. Выпуск обучающихся из группы осуществляется решением
психолого-педагогического консилиума учреждения по окончании срока
оказания логопедической помощи после устранения (сглаживания) у них
нарушений в развитии устной речи и освоения полного курса АОП
дошкольного образования для обучающихся с ТНР.
3.3. Документация учителя-логопеда группы.
3.3.1. Копии заключений ТПМПК.
3.3.2.
Журнал
обследования
речи
обучающихся
групп
общеразвивающей направленности учреждения.
3.3.3. Перспективно-тематическое планирование занятий на год.
3.3.4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся.
3.3.5. Годовой план работы учителя-логопеда.
3.3.6. Календарно-тематические планы коррекционно-развивающей
работы.
3.3.7.
Индивидуальные
планы
речевого
развития
каждого
обучающегося.
3.3.8. Тетрадь учета посещаемости обучающимися индивидуальных
занятий.
3.3.9. Расписание занятий учителя-логопеда.
3.3.10. Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей
группы.
3.3.11. Отчет о результатах работы учителя-логопеда за учебный год.
3.3.12. Паспорт логопедического кабинета.
3.3.13. График работы учителя-логопеда.
3.4. Форма ведения основной документации группы определяется
учителем-логопедом самостоятельно.
4. Права и обязанности, ответственность
4.1. В случае отказа родителей (законных представителей) от
направления в ТПМПК и последующей коррекционно – развивающей работы
с их ребенком в группе, обучающийся продолжает посещать ту группу, в
которую был зачислен при поступлении в учреждение.
4.2. Учреждение предупреждает родителей (законных представителей)
о том, что в случае отказа от зачисления в группу ответственность за
организацию дальнейшей квалифицированной коррекции речевого
нарушения обучающегося с ТНР возлагается на родителей (законных
представителей).
4.3. Информация о проведении обследования речи обучающегося в
ТПМПК и (или) в группе, результаты обследования, а также иная
информация, связанная с обследованием обучающихся, является
конфиденциальной, предоставление указанной информации без письменного
согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не
допускается.
4.4. Результаты обследования речевого развития обучающихся
являются профессиональным инструментом учителя-логопеда, которым он
может воспользоваться при необходимости получения им информации об
уровне актуального развития воспитанника и (или) о динамике такого
развития по мере реализации АОП дошкольного образования для
обучающихся с ТНР.
4.5. Заведующий учреждением осуществляет систематический
контроль и несет персональную ответственность за комплектование и
правильную организацию коррекционно-развивающей работы в группе,
повышение квалификации учителя-логопеда и воспитателей группы.
4.6. Для организации деятельности группы в штатное расписание
учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета одна ставка
учителя-логопеда на одну группу компенсирующей направленности для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
4.6.1. Учителю-логопеду устанавливается норма часов педагогической
работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом.
4.6.2. На учителя-логопеда группы распространяются все льготы и
преимущества, предусмотренные законодательством Российской Федерации
для учителей-логопедов.
4.7. Должность воспитателя группы устанавливаются из расчета не
менее двух ставок на одну группу компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи и зависят от режима работы
учреждения.
4.7.1. Воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение,
воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с
ограниченными возможностями здоровья устанавливается норма часов
педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы.
4.7.2. На воспитателя, работающего непосредственно в группе,
распространяются все льготы и преимущества, предусмотренные
законодательством Российской Федерации для педагогических работников,
непосредственно работающих с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья.
4.8. Методическое руководство деятельностью группы осуществляет
старший воспитатель учреждения.
4.9. Права и обязанности педагогического и технического персонала
группы учреждения определяются правилами внутреннего трудового
распорядка учреждения и должностными обязанностями.
4.10. На администрацию учреждения возлагается ответственность
за оборудование логопедического кабинета группы, создание развивающей
предметно-пространственной
среды
в
помещениях
группы
и
логопедического кабинета учителя-логопеда группы, их санитарное
содержание и ремонт.
5. Взаимоотношения
5.1. Открытие группы осуществляется приказом заведующего
учреждением в соответствии с заключениями ТПМПК, с согласия родителей
(законных представителей) обучающихся.
5.2. Вопрос о зачислении воспитанника в группу и (или) переводе в
группу другого профиля или другое учреждение решается ТПМПК.
5.3. В случае необходимости учитель-логопед может направлять
воспитанника к специалистам, не работающим в учреждении (врач –
психиатр, невропатолог, ортодонт и др.) с согласия родителей (законных
представителей) обучающихся.
5.4. Отношения с обучающимися (воспитанниками) и их родителями
(законными представителями) регулируются в порядке, установленном
настоящим положением, уставом учреждения, договором, заключенным
между родителями (законными представителями) и учреждением.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 ГОРОДА
КУЗНЕЦКА, Кривчикова Наталья Геннадьевна, Заведующий
07.12.23 15:10 (MSK)
Сертификат 1D63695A4CD58D09F9D2BE23B3C5753E